Педагог - психолог МБДОУ «Детский сад №43 «Родничок»
Родионова Мария Михайловна
Имеет стаж – 11 лет, I квалификационную категорию.
Цель работы педагога – психолога:
Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, и гармоничное развитие в условиях ДОУ.
Задачи реализуемые в работе педагога – психолога:
- Сохранение психологического здоровья детей.
- Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.
- Разработка и реализация групповых психопрофилактических программ.
- Разработка и реализация индивидуальных психокоррекционных программ.
- Консультационная работа с родителями и педагогами.
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации.
- Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе, мониторинг развития.
- Подбор психологической литературы для самообразования родителей.
- Разработка рекомендаций «Психолого-педагогические требования к занятиям с дошкольниками».
- Выявление и индивидуальная работа с одаренными детьми.
Направления деятельности педагога-психолога:
-психодиагностика;
-психопрофилактика;
-психокоррекция и сопровождение;
-просветительская работа;
-консультативная работа;
-методическая работа.
Психодиагностика – психологическое обследование каждого ребенка:
- при поступлении в дошкольное учреждение;
- при переходе на новый возрастной этап (определение темпа психического развития);
- на протяжении периода пребывания в дошкольном учреждении (выявление индивидуальных способностей, интересов, коммуникативных предпочтений, раннее определение возможных нарушений в гармоничном развитии);
- проведение углубленной диагностики с целью определения причин трудностей в формировании знаний, умений и навыков, а так же сложностей в общении со взрослыми и сверстниками.
Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям.
Познавательная сфера.
1. Мышление:
— наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления);
— логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
2. Память: запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.
3. Восприятие: формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств.
4. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-волевая сфера.
1. Проявления агрессивного поведения.
2. Страхи.
3. Повышенная тревожность.
4. Симптомы психосоматики.
5. Эмоциональный комфорт в детском саду.
6. Личностная и волевая готовность к школе.
Коммуникативная сфера.
Социометрия группы.
По результатам диагностики организуется подгрупповая и индивидуальная коррекционная работа.
Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагогов и родителей.
Психопрофилактика – создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе:
- помощь в период адаптации детей к детскому саду;
- разработка рекомендаций родителям и педагогам по гармоничному развитию личности ребенка (например: по раннему обучению грамоте);
- участие в комплектовании групп с целью обеспечения индивидуального подхода (уровень актуального развития, сформированность навыков, учет пожеланий родителей и т.д.);
- определение психологической готовности к обучению в школе для выбора дальнейшего образовательного маршрута и т.д.
Психокоррекция и сопровождающая работа:
- создание системы развивающих занятий;
- составление индивидуальных планов работы для преодоления имеющихся трудностей в воспитании и обучении;
- рекомендации для педагогов по индивидуальным особенностям детей;
- рекомендации родителям по подбору игрушек, материалов для продуктивных видов деятельности, по использованию развивающих игр и т.д.
Консультативная работа:
- индивидуальное консультирование педагогов и родителей по вопросам развития и воспитания детей;
- выступление на педсоветах, родительских собраниях;
- оформление информационных материалов по возрастным особенностям детей и т.д.
Методическая работа:
- самообразование, углубленное изучения отдельной проблемы;
- углубленное обследование детей группы риска для дефектолога и ПМПК;
- разработка и составление программ развивающих и формирующих занятий;
- повышение квалификации и т.д.
Деятельность дня педагога-психолога можно условно разделить на два блока:
- работа с детьми и взрослыми: наблюдение, беседы, индивидуальные и групповые занятия, диагностические обследования, консультирование и т.п.;
- работа с документацией: анализ работ детей, составление программ развивающих занятий и психологического сопровождения, работа с литературой, самообразование, повышение квалификации, оформление документации, подготовка к участию в педсоветах, родительских собраниях и т.д.
График работы:
ПН, ЧТ с 11 до 18-30
ВТ, СР, ПТ с 8-00 до 15-30